ООО БИТ Аэро-Софт - программы для экологов, разработка программного обеспечения под заказ

Порядок производственного контроля по обращению с отходами

В соответствии с ФЗ РФ от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ст. 26. «Производственный контроль в области обращения с отходами»), все юридические лица и индивидуальные предприниматели, процесс деятельности которых, так или иначе, приводит к образованию отходов производства и потребления, должны разработать для своего предприятия документ «Порядок производственного контроля в области обращения с отходами» (далее Порядок).

Нужен ли Порядок вашему предприятию?

Под обращением с отходами следует понимать деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Порядок необходим для предъявления при проведении проверок со стороны органов государственного экологического контроля. Грамотно составленный Порядок это исчерпывающе полный пакет документов по природоохранным мероприятиям на вашем предприятии (Документация по охране ОС), собранных в одном месте, что избавит вас в дальнейшем от неизбежных поисков и ксерокопирования нужных документов перед проведением проверок контролирующих органов.

Обратите внимание!
Программа "ЭКО-Эксперт" - незаменимый помощник в расчетах экоплатежей и составлении экологической отчетности.
Обратите внимание!

О согласовании Порядка

89-ФЗ говорит о необходимости согласования Порядка с Федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, для объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, согласование осуществляется в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), а по другим объектам - в министерстве природных ресурсов региона. Списки федеральных объектов можно найти на сайте Росприроднадзора применительно к каждому региону.

В июне 2012 года Росприроднадзором был разработан проект Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной услуги по согласованию порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, определяемого юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору.

На конец ноября 2013 года Административный регламент еще не утвержден и не прошел государственную регистрацию. Но в федеральной службе Росприроднадзора и в региональных управлениях по надзору в сфере природопользования процедура согласования Порядка тем не менее проводится.

Есть разъясняющие письма Росприроднадзора от 17.07.13 № АА-03-03-36/10037 (новая редакция к письмам: от 25.07.2012 № ВК-03-03-36/9781 с изменениями от 26.12.2012, от 19.10.2011 № ВК-03-03-36/13634) по процедуре согласования и структуре Порядка. Есть Временное положение по исполнению государственной функции по согласованию порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, определяемого юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю (утв. Приказом Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 22.04.2011 № 926-П; далее — Временное положение).

Хотя письма Росприроднадзора и Временное положение не являются нормативными правовыми актами, они отражают позицию Росприроднадзора по данному вопросу в целом. Поэтому, их вполне можно использовать как рекомендацию и руководство к действию.

Во Временном положении срок на который может быть согласован Порядок ограничивается тремя годами. А в Письме Росприродназора от 17.07.13 № АА-03-03-36/10037 разъясняется, что «ввиду отсутствия законодательно закрепленного срока действия Порядка, фактически документ является бессрочным», и предлагается в разделе «Общие положения» (Структура Порядка) определить «процедуру внесения и согласования изменений в Порядок либо установить срок его действия».

Процедура согласования не должна превышать 30 дней. Результатом согласования будет письменное заключение о согласовании Порядка, либо заключение с мотивированным отказом в согласовании Порядка.

Ответственность за отсутствие согласованного Порядка

Несогласованный Порядок может рассматриваться как  нарушение ведения документации по учету обращения с отходами на предприятии. Административная ответственность за несоблюдение требований ст.26 ФЗ №89-ФЗ - в соответствии с КоАП РФ:

Ст.8.2. «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».

Отчетность по исполнению мероприятий Порядка

Пока нет законодательно установленных сроков предоставления отчетности, как нет и формы предоставления отчетов. Но некоторыми региональными Министерствами природных ресурсов оговаривается срок 20 марта года, следующего за отчетным. Информацию следует уточнять в соответствующих органах по природному надзору в зависимости от статуса подчиненности предприятия (федеральный уровень или региональный). Так как формы отчета нет, то отчет может быть представлен в свободной форме в соответствии с мероприятиями, заявленными в документе Порядок.

 

Структура Порядка

Пример Порядка