ООО БИТ Аэро-Софт - программы для экологов, разработка программного обеспечения под заказ

Абоненты ВКХ - новые плательщики платы за НВОС

С 1 января 2014 года вступает в силу Постановлению Правительства РФ от 18.03.2013 г. № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов». Что за этим следует?

Новая категория плательщиков

В настоящее время организации-абоненты, осуществляющие сброс сточных вод через централизованные системы водоотведения (ЦСВ), не осуществляют плату за сброс загрязняющих веществ в водные объекты. Такая обязанность возложена на организации водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ), так называемые, водоканалы. Считалось, что плата за НВОС косвенно заложена в тарифы за холодное водоснабжение и водоотведение. Водоканалы обязаны разрабатывать нормативы допустимых сбросов (НДС), получать разрешения на сброс, рассчитывать и вносить плату за НВОС и возмещать вред водным объектам при нарушениях требований к сбросу сточных вод.

С 1 января 2014 года ситуация изменится. Появится новая категория плательщиков платы за сброс сточных ввод в ЦСВ. Нужно будет платить не только за сброс загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты, но и за сброс в центральную канализацию. Пока это касается не всех природопользователей, а только отдельных категорий абонентов водоканала, определенных Постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 № 230.

Обратите внимание!
АЭРО-СОФТ РЕКОМЕНДУЕТ!
Хотите быстро и легко рассчитать плату за НВОС и отчитаться перед Росприроднадзором? Узнайте как!
Обратите внимание!

Кто платит за сброс в канализацию

Согласно Постановлению к таким абонентам относятся юридические лица, которые:

  • заключили или обязаны заключить договор водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения;
  • осуществляют деятельность, связанную с производством и/или переработкой продукции;
  • имеют на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в ЦСВ;
  • имеют среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в ЦСВ.

Замечание! Обратите внимание, что суммарный объем сброса должен считаться по всем выпускам в ЦСВ, как от объектов производственного назначения, так и непроизводственного назначения, таким как административные здания, жилые здания (общежития), столовые и тому подобные объекты.

Как получить НДС и лимиты на сбросы в канализацию

Ответ на этот вопрос дается в Постановлении Правительства РФ от 30.04.2013 г. № 393 «Об утверждении Правил установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», вступающего в силу с 1 января 2014 г.

НДС и лимиты на сбросы для абонентов устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзором).

Чтобы получить установленный норматив допустимых сбросов абоненты должны предоставить в территориальные органы Росприроднадзора следующие документы:

  • а) заявление об установлении нормативов допустимых сбросов, в котором указываются сведения о заявителе (полное и сокращенное наименование абонента, место нахождения, ИНН, ОГРН);
  • б) расчет нормативов допустимых сбросов в соответствии с методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 г. № 469.

Росприроднадзор в течение 30 рабочих дней с момента поступления документов либо приказом устанавливает нормативы допустимых сбросов, либо выставляет отказ, основанием для которого могут служить:

  • а) предоставление документов не в полном объеме;
  • б) несоответствие расчета методике разработки НДС;
  • в) содержащееся в расчете НДС превышение нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов ЦСВ, если проектной документацией очистных сооружений организации, осуществляющей очистку сточных вод, не предусмотрено удаление загрязняющих веществ из сточных вод, принимаемых от абонентов.

При невозможности соблюдения абонентом нормативов допустимых сбросов в ЦСВ, можно получить лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в ЦСВ. Согласно ФЗ от 7.12.2011 № 416 «О водоснабжении и водоотведении» такие лимиты устанавливаются только при наличии у абонента утвержденного плана снижения сбросов.

Для установления лимитов абоненты должны предоставить в территориальные органы Росприроднадзора следующие документы:

  • а) заявление об установлении лимитов на сбросы, в котором указываются сведения о заявителе (полное и сокращенное наименование, место нахождения, ИНН, ОГРН);
  • б) согласованный в установленном ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» порядке план снижения сбросов.

Документы должны быть рассмотрены Росприроднадзором в течение 30 рабочих дней. Разрешения на сброс выдаются на основании приказа Росприроднадзора. Основанием для отказа является:

  • а) предоставление документов не в полном объеме;
  • б) неисполнение абонентом ранее согласованного плана снижения сбросов.

План снижения сбросов

Порядок разработки плана снижения сбросов регулируется Постановлением Правительства РФ от 10.04.2013 № 317 «Об утверждении Положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади».

Согласно этому положению план разрабатывается организацией (абонентом) при наличии утвержденных нормативов допустимых сбросов в целях поэтапного достижения установленных нормативов по каждому веществу на срок до 7-ми лет. План должен включать в себя:

  • а) мероприятия по снижению сбросов - строительство (включая проектирование) новых, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение действующих систем водоснабжения, а также централизованных и локальных очистных сооружений, установок по очистке сточных и/или дренажных вод;
  • б) сведения о планируемом снижении объемов (массы) сбросов;
  • в) сроки выполнения мероприятий;
  • г) объем расходов на реализацию мероприятий по снижению сбросов;
  • д) сведения о должностных лицах, ответственных за выполнение мероприятий по снижению сбросов.

Абоненты согласовывают план с территориальным органом Росприроднадзора. Срок подачи документов на согласование – до 1 июля года, предшествующего началу периода реализации плана. Срок согласования документов – 30 рабочих дней. Если по истечении указанного срока не представлены замечания к плану, такой план считается согласованным. Основаниями для отказа в согласовании плана являются:

  • а) представление документов не в полном объеме;
  • б) отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов;
  • в) предоставление недостоверной информации о выполнении ранее согласованного плана - в случае, если заявителю уже устанавливались лимиты на сбросы.

В случае получения мотивированного отказа в согласовании плана замечания должны быть устранены, а план повторно направлен на согласование. Организация вправе обжаловать отказ в согласовании плана в судебном порядке.

Как снизить плату за негативное воздействие

С 28 апреля 2013 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 17.04.2013 №347 «Об утверждении Правил уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий».

При проведении организациями (абонентами) природоохранных мероприятий плата за НВОС уменьшается на величину фактически произведенных затрат на реализацию природоохранных мероприятий. К затратам принимаются капитальные вложения, предусмотренные согласованным планом снижения сбросов и подтвержденные в отчете о ходе исполнения плана, представляемом в Росприроднадзор. Сумма фактических затрат вычитается из платы за НВОС только по тем показателям (каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы за НВОС в части сбросов), по которым в соответствии с планом предусматривается снижение объема сбросов.

К расчету платы за НВОС с учетом фактических затрат на природоохранные мероприятия должны прилагаться следующие документы:

  • а) копия плана (предоставляется один раз вместе с первым расчетом платы за НВОС после начала проведения природоохранных мероприятий);
  • б) копии договоров о выполнении работ по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы водоотведения, локальных очистных сооружений, о реализации иных мероприятий плана (при наличии таких договоров) и платежные документы, оформленные в установленном порядке, подтверждающие факт оплаты работ и иных мероприятий плана за период с начала реализации плана;
  • в) копии документов, подтверждающих выполнение работ по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы водоотведения или локальных очистных сооружений, реализацию иных мероприятий плана, в том числе копии актов ввода указанных объектов в эксплуатацию и актов сдачи-приемки таких работ;
  • г) пояснительная записка с расшифровкой сумм денежных средств, затрачиваемых на реализацию природоохранных мероприятий, принимаемых к зачету в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • д) данные анализов сточных вод (по каждому веществу, по которому производится расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду), осуществленных лабораториями, аккредитованными в установленном порядке.

Следует отметить, что возможность уменьшить плату за негативное воздействие является правом, а не обязанностью организаций, осуществляющих водоотведение, и абонентов. Для реализации данного права необходимо иметь согласованный план снижения сбросов и документы, подтверждающие выполнение плана перечисленные выше.

Ответственность и тарифы

При отсутствии разрешения на сбросы предусмотрено взимание 25-кратного размера платы за негативное воздействие по отношению к плате в пределах установленных нормативов НДС.

При превышении нормативов допустимых сбросов и отсутствии установленных лимитов за объем сброса, превышающего установленный норматив, взимается 25-кратная плата за НВОС по отношению к плате в пределах установленных НДС.

Тариф платы на установленный лимит в 5 раз выше, чем в пределах установленных НДС.

Внимание! Сброс с превышением НДС при отсутствии лимитов на сбросы, а тем более отсутствие НДС, является нарушением природоохранного законодательства, что влечёт за собой привлечение к административной ответственности и предъявления требований о возмещении вреда водному объекту.

Что делать, если сброс меньше 200 куб. м в сутки

Для остальных абонентов, непопадающих под категорию, определенную Постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 г. № 230, продолжат, так же как и в настоящее время, действовать Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167, и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов».

Такие абоненты пока выводятся из-под контроля. Они вправе осуществлять свою деятельность без расчета НДС и лимитов. Ими вносится плата не за само загрязнение, а за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов.