Просмотров: 31091
Впервые в 2017 году производители и импортеры должны будут оплатить экологический сбор за утилизацию упаковки и товаров, утративших потребительские свойства. Собранные средства будут направлены на субсидирование региональных программ в области обращения с отходами. В 2017 году Правительство РФ планирует собрать 6 млрд. руб. В последующие годы за счет постепенного увеличения групп утилизируемых товаров (сейчас таких групп восемь) и увеличения нормативов утилизации, прогнозируется поступление в бюджет увеличить до 300 млрд. руб. в год.
Основной целью нововведений является в первую очередь стимулирование уменьшения количества размещаемых отходов, а во вторую — экономии природных ресурсов за счет производства из отходов новых товаров, например, упаковка из вторсырья.
У хозяйствующих субъектов есть выбор либо самостоятельно утилизировать товары после утраты ими потребительских свойств, либо платить за это экологический сбор. Точнее имеется три варианта:
Исходя из сегодняшних реалий, у производителей и импортеров в 2017 и в ближайшие годы остается только один вариант – платить экологический сбор. Это будет продолжать то тех пор, пока не будет развита соответствующая инфраструктура по сбору и утилизации товаров, потерявших потребительские свойства, и упаковки.
Ниже приведен полный список подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих порядок утилизации отходов от использования товаров:
01 апреля. Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий год готовых товаров, в том числе упаковки (Постановление Правительства РФ от 24.12.2015 №1417).
01 апреля. Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 №1342 и Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2015 №1886-р).
15 апреля. Уплата экологического сбора (Постановление Правительства РФ от 08.10.2015 №1073).
15 апреля. Расчет суммы экологического сбора (Распоряжение Правительства РФ от 04.12.2015 №2491-р, Постановление Правительства РФ от 09.04.2016 №284 и Приказ Росприроднадзора от 22.08.2016 №488). К расчету необходимо приложить копии платежных документов, подтверждающих уплату данного платежа, в свой территориальный орган Росприроднадзора.
Экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, указанных в Перечне. Если организация не производит и не импортирует товары (включая упаковку), указанные в Перечне, то нет повода для уплаты экологического сбора и сдачи отчетности по нему.
За товары, произведенные в Российской Федерации, экологический сбор уплачивают их производители.
За товары, произведенные за пределами Российской Федерации, экологический сбор уплачивают импортеры таких товаров.
За упаковку товаров, произведенных в Российской Федерации, экологический сбор вносят производители товаров в данной упаковке.
За упаковку товаров, произведенных за пределами Российской Федерации, экологический сбор вносят импортеры товаров в данной упаковке.
Экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только за упаковку.
Хозяйствующие субъекты при исчислении экологического сбора должны убедиться, что:
Если производимый или импортируемый товар не является готовым изделием (полуфабрикаты, комплектующие), экологический сбор платят только за упаковку.
Экологический сбор не уплачивается, если товары, которые подлежат утилизации, вывозятся из Российской Федерации и подлежат утилизации за ее пределами.
Организации, полностью обеспечивающие самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, освобождаются от уплаты экологического сбора.
Экологический сбор не уплачивается, если заключен договор со сторонней организацией на утилизацию отходов от использования товаров.
Если организация, обязанная уплачивать экологический сбор, не предоставляет его расчет или не производит оплату в установленные законом сроки, то территориальный орган Росприроднадзора может взыскать задолженность через суд. При этом в качестве предупреждения о несвоевременной или неполной уплате экологического сбора, организации направляется требование о добровольной уплате задолженности. В случае если в течение 30 календарных дней, данное требование не выполняется, то задолженность будет взыскана в судебном порядке.
Кроме того, Росприроднадзор разъясняет (письмо от 09.01.2018 № АС-10-02-36/156), что непредставление или несвоевременное представление Декларации, а также недостоверные сведения в Декларации расцениваются как сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды и, следовательно, являются административным правонарушением, ответственность за которое установлена ст. 8.5 КоАП РФ. Более того, МПР подготовило поправки к ст.8.2 КоАП, по которым штраф за неуплату экосбора планируется определять в размере двойной суммы экосбора.
Для предприятий производителей или импортеров товаров сумма экологического сбора может оказаться весьма ощутимой, гораздо превышающей плату за негативное воздействие на окружающую среду. Это связано с тем, что ставки экологического сбора на порядок выше ставок платы за размещение аналогичных отходов.
Способов снижения суммы экологического сбора не так много:
Экологический сбор обязаны платить все предприятия, не зависимо от формы собственности, если они импортируют или производят продукцию, входящую в утвержденный Перечень готовых товаров и упаковки, подлежащих утилизации после утери эксплуатационных свойств.
При составлении отчетности указываются товары и упаковка, включенные в Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. Отсутствие нормативов утилизации отходов от использования товаров влияет только на исчисление экологического сбора.
Да, учитывать. Готовые товары и упаковка учитываются в отчетности не зависимо друг от друга, для каждого из них есть свой раздел в Декларации. Кроме того нужно учитывать, что в частном случае упаковка, указанная в Перечне, может выступать, как товар.
Нет, так как в данном случае организация не относится ни к производителям, ни к экспортерам товаров (упаковки), подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств. Такая обязанность возникает только, если товар (включая упаковку) был приобретен у иностранных производителей с целью его реализации на территории Российской Федерации.
Все зависит от того включены ли товар или упаковка в Перечень. Если и товар и упаковка включены в Перечень, то нужно исчислять экологический сбор как по товару, так и по упаковке. Если только товар или только упаковка включены в Перечень, то экологический сбор оплачивается только по товару или только по упаковке.
Экологический сбор за упаковку отгруженных товаров (возможно и услуг) должны оплачивать хозяйствующие субъекты, упаковывающие товары.
Учитывая, что в Перечень попали такие виды упаковки, как упаковка печатная из бумаги и картона, изделия пластмассовые и фанерные, деревянная тара, экологический сбор за упаковку коснется очень многих компаний. Например, транспортные компании, использующие коробки и пакеты для коммерческой пересылки товаров, фотоателье, использующие конверты для упаковки своей продукции, магазины розничной торговли, упаковывающие отпускаемые товары покупателю и.т.д.
В этом случае упаковка выступает в роли товара и здесь все зависит от дальнейшего использования упаковки.
Если упаковка приобретается для собственных нужд или для реализации ее конечным потребителям (например, коробки, ящики и прочие, реализуемые в розничной сети физическим лицам, которые не будут упаковывать в них изделия в целях дальнейшей реализации), то экологический сбор должен оплачивать производитель упаковки.
Если же упаковка приобретается производителями товаров в целях дальнейшей реализации упакованных товаров конечному потребителю, то экологический сбор за упаковку должен оплачивать производитель таких упакованных товаров.
Проблема возникает в том, что производитель упаковки не знает, и не обязан отслеживать, в каких целях приобретена у него упаковка. Исключение составляют только некоторые виды упаковок такие, как стеклянные и пластиковые бутылки, жестяные банки, упаковка Tetra Pak и т.п.
Да, можно. Она должна быть подписана электронной подписью и иметь формат XML. Отправляется отчетность через портал Госуслуг в разделе отчетность.
Тара, в которую упакованы импортируемые товары из Китая, отображается в отчетности по факту (по дате) получения товаров.
Сами импортируемые товары (упаковка для фарм производства) отображается в отчетности по факту (дате) реализации товаров, как упаковка. В отчетах также нужно показывать сами товары, выпускаемые предприятием, если они есть в Перечне.
Отчетность делается на основании бухгалтерских документов: приход и расход товара.
Импортеры товаров сдают отчетность в центральный аппарат Росприроднадзора. Производители товаров сдают отчетность в территориальный орган Росприроднадзора по месту государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя. Декларация и отчетность подаются в целом по предприятию, включая все его подразделения.
При проведении контроля за полнотой и достоверностью сведений о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, указанных в Декларации, Росприроднадзор вправе запросить надлежащим образом заверенные копии первичных документов либо таможенных документов, а также копии договоров и актов, подтверждающих утилизацию отходов.
При предоставлении отчетности за 2017 год необходимо использовать «старые» распоряжения Правительства от 24.09.2015 № 1886-р и от 04.12.2015 № 2491-р. Новые распоряжения нужно будет использовать, начиная с отчетности за 2018 год.