Просмотров: 52337
С 1 января 2014 года вступает в силу Постановлению Правительства РФ от 18.03.2013 г. № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов». Что за этим следует?
В настоящее время организации-абоненты, осуществляющие сброс сточных вод через централизованные системы водоотведения (ЦСВ), не осуществляют плату за сброс загрязняющих веществ в водные объекты. Такая обязанность возложена на организации водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ), так называемые, водоканалы. Считалось, что плата за НВОС косвенно заложена в тарифы за холодное водоснабжение и водоотведение. Водоканалы обязаны разрабатывать нормативы допустимых сбросов (НДС), получать разрешения на сброс, рассчитывать и вносить плату за НВОС и возмещать вред водным объектам при нарушениях требований к сбросу сточных вод.
С 1 января 2014 года ситуация изменится. Появится новая категория плательщиков платы за сброс сточных ввод в ЦСВ. Нужно будет платить не только за сброс загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты, но и за сброс в центральную канализацию. Пока это касается не всех природопользователей, а только отдельных категорий абонентов водоканала, определенных Постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 № 230.
![]() |
АЭРО-СОФТ РЕКОМЕНДУЕТ!
Хотите быстро и легко рассчитать плату за НВОС и отчитаться перед Росприроднадзором? Узнайте как! |
![]() |
Согласно Постановлению к таким абонентам относятся юридические лица, которые:
Замечание! Обратите внимание, что суммарный объем сброса должен считаться по всем выпускам в ЦСВ, как от объектов производственного назначения, так и непроизводственного назначения, таким как административные здания, жилые здания (общежития), столовые и тому подобные объекты.
Ответ на этот вопрос дается в Постановлении Правительства РФ от 30.04.2013 г. № 393 «Об утверждении Правил установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», вступающего в силу с 1 января 2014 г.
НДС и лимиты на сбросы для абонентов устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзором).
Чтобы получить установленный норматив допустимых сбросов абоненты должны предоставить в территориальные органы Росприроднадзора следующие документы:
Росприроднадзор в течение 30 рабочих дней с момента поступления документов либо приказом устанавливает нормативы допустимых сбросов, либо выставляет отказ, основанием для которого могут служить:
При невозможности соблюдения абонентом нормативов допустимых сбросов в ЦСВ, можно получить лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в ЦСВ. Согласно ФЗ от 7.12.2011 № 416 «О водоснабжении и водоотведении» такие лимиты устанавливаются только при наличии у абонента утвержденного плана снижения сбросов.
Для установления лимитов абоненты должны предоставить в территориальные органы Росприроднадзора следующие документы:
Документы должны быть рассмотрены Росприроднадзором в течение 30 рабочих дней. Разрешения на сброс выдаются на основании приказа Росприроднадзора. Основанием для отказа является:
Порядок разработки плана снижения сбросов регулируется Постановлением Правительства РФ от 10.04.2013 № 317 «Об утверждении Положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади».
Согласно этому положению план разрабатывается организацией (абонентом) при наличии утвержденных нормативов допустимых сбросов в целях поэтапного достижения установленных нормативов по каждому веществу на срок до 7-ми лет. План должен включать в себя:
Абоненты согласовывают план с территориальным органом Росприроднадзора. Срок подачи документов на согласование – до 1 июля года, предшествующего началу периода реализации плана. Срок согласования документов – 30 рабочих дней. Если по истечении указанного срока не представлены замечания к плану, такой план считается согласованным. Основаниями для отказа в согласовании плана являются:
В случае получения мотивированного отказа в согласовании плана замечания должны быть устранены, а план повторно направлен на согласование. Организация вправе обжаловать отказ в согласовании плана в судебном порядке.
С 28 апреля 2013 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 17.04.2013 №347 «Об утверждении Правил уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий».
При проведении организациями (абонентами) природоохранных мероприятий плата за НВОС уменьшается на величину фактически произведенных затрат на реализацию природоохранных мероприятий. К затратам принимаются капитальные вложения, предусмотренные согласованным планом снижения сбросов и подтвержденные в отчете о ходе исполнения плана, представляемом в Росприроднадзор. Сумма фактических затрат вычитается из платы за НВОС только по тем показателям (каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы за НВОС в части сбросов), по которым в соответствии с планом предусматривается снижение объема сбросов.
К расчету платы за НВОС с учетом фактических затрат на природоохранные мероприятия должны прилагаться следующие документы:
Следует отметить, что возможность уменьшить плату за негативное воздействие является правом, а не обязанностью организаций, осуществляющих водоотведение, и абонентов. Для реализации данного права необходимо иметь согласованный план снижения сбросов и документы, подтверждающие выполнение плана перечисленные выше.
При отсутствии разрешения на сбросы предусмотрено взимание 25-кратного размера платы за негативное воздействие по отношению к плате в пределах установленных нормативов НДС.
При превышении нормативов допустимых сбросов и отсутствии установленных лимитов за объем сброса, превышающего установленный норматив, взимается 25-кратная плата за НВОС по отношению к плате в пределах установленных НДС.
Тариф платы на установленный лимит в 5 раз выше, чем в пределах установленных НДС.
Внимание! Сброс с превышением НДС при отсутствии лимитов на сбросы, а тем более отсутствие НДС, является нарушением природоохранного законодательства, что влечёт за собой привлечение к административной ответственности и предъявления требований о возмещении вреда водному объекту.
Для остальных абонентов, непопадающих под категорию, определенную Постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 г. № 230, продолжат, так же как и в настоящее время, действовать Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167, и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов».
Такие абоненты пока выводятся из-под контроля. Они вправе осуществлять свою деятельность без расчета НДС и лимитов. Ими вносится плата не за само загрязнение, а за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов.